Здравствуйте, Владимир Максимович. Это комментарий к вашей статье
Прошу помощи!-1 Sy = (m/m0)·∫∫R·sin(β) ω·dt ω·dt = (m/m0)·∫∫R·sin(β) dβ dβ = (m/m0)·R·∫∫sin(β) dβ dβ; Обратите внимание, что этот интеграл не зависит от угловой скорости и легко берётся. Sy = (m/m0)·R·∫(∫sin(β) dβ) dβ = -(m/m0)·R·∫cos(β) dβ = -(m/m0)·R·sin(β); (1) Можно вычислить скорость. Vy = dSy/dt = -(m/m0)·R·ω·cos(β); Например, при 0° – 180° и 180° – 360°. Sy = -(m/m0)·R·(sin(180°) - sin(0°)) = 0; Перемещение вперёд. Sy = -(m/m0)·R·(sin(360°) - sin(180°)) = 0; Перемещение назад. Вычислим импульс прибора в направлении оси "у" за полный оборот груза. Δpy = m·R·ω1·(σ(β2)·cos(β2) - σ(β1)·cos(β1)) = m·R·ω1·(σ(360°)·cos(360°) - σ(0°)·cos(0°)) = 0; За полный оборот любого груза, результирующий импульс центробежной силы в направлении оси "у" равен нулю. Этот анализ показывает, что фактическая математика закона (свойства и следствия этой функции) q = m·ω2·R·sin(β) не соответствует вашим сложившимся представлениям об этом законе. Вычислим коэффициент σ(β). Используем теорему синусов. e/sin(φ1) = R/sin(α1), где e – эксцентриситет; R – радиус вращения груза; R1 – вылет груза от оси привода. α1 = 90° - α; e·cos(α) = R·sin(α - β); Дифференцируем это выражение по времени. -e·sin(α)·dα/dt = R·cos(α - β)·(dα/dt - dβ/dt); dα/dt = ω1; dβ/dt = ω; σ = ω/ω1; -e·sin(α)·ω1 = R·cos(α - β)·(ω1 - ω); Делим на ω1. e·sin(α) = R·cos(α - β)·(σ - 1); cos(α - β) = cos(α)·cos(β) + sin(α)·sin(β); e·sin(α) = R·[cos(α)·cos(β) + sin(α)·sin(β)]·(σ - 1); Делим на sin(α). e = R·[ctg(α)·cos(β) + sin(β)]·(σ - 1); R1·cos(α) = R·cos(β); Вычисляем ctg(α). R1·sin(α) = R·sin(β) + e; ctg(α) = cos(α)/sin(α) = R1·cos(α)/(R1·sin(α)) = R·cos(β)/(R·sin(β) + e); e/R = [R·cos(β)2/(R·sin(β) + e) + sin(β)]·(σ - 1); e/R = [R·cos(β)2 + R·sin(β)2 + e·sin(β)]/(R·sin(β) + e)·(σ - 1); cos(β)2 + sin(β)2 = 1; e/R = [R + e·sin(β)]/(R·sin(β) + e)·(σ - 1); e/R·(R·sin(β) + e)/(R + e·sin(β)) = σ - 1; σ = 1 + (e/R)·(R·sin(β) + e)/(R + e·sin(β)); (2) формула достаточно компактна для практического использования. Если отношение e/R обозначить через w = e/R, то σ = 1 + w·(sin(β) + w)/(1 + w·sin(β)); В нашем случае w = 10/48,5 = 0,2062; Если, σ - 1 = Δσ - относительная поправка к единице, то можно записать. Δσ = w·(sin(β) + w)/(1 + w·sin(β)); Обратите внимание, что при e < R, что практически и соблюдается, знак поправки зависит только от числителя. Точка смены знака поправки Исследуем на максимум и минимум: d(R·sin(β) + e)/dβ·(R + e·sin(β)) - (R·sin(β) + e)·d(R + e·sin(β))/dβ = 0 R·cos(β)·(R + e·sin(β)) - (R·sin(β) + e)·e·cos(β) = 0; R2·cos(β) + R·e·cos(β)·sin(β) - R· e·sin(β)·cos(β) - e2·cos(β) = 0; R2·cos(β) - e2·cos(β) = 0; (R2 - e2)·cos(β) = 0; Запишем производную от σ(β), dσ(β)/dβ = (e/R)·(R2 - e2)·cos(β)/(R + e·sin(β))2 = cos(β) = 0; Это точки 90° – максимум и -90° – минимум, что соответствует геометрическому устройству системы.
Коэффициент симметричен относительно оси, определяющей направление движения. Михаил Ost. 22.05.2010. Ответ на Ответ-1 Владимира Максимовича Петрова. «1. Можно, конечно, считать, что σ – это коэффициент связи между углами Δα и Δβ. Но более строгим будет определение, если считать, что σ – это отношение Δβ к Δα.» Если строго, то σ = lim Δβ/Δα = dβ/dα. При Δβ и Δα стремящимся к нулю. Это связь между дифференциалами (производная). А ваше определение заведомо содержит не точность, так как приращения конечны. Зная σ = lim Δβ/Δα = dβ/dα можно смело писать σ·Δα = Δβ, понимая приблизительность этой связи только из-за конечного приращения Δα, а не за счёт погрешности определения σ. Коэффициент полученный из σ = Δβ/Δα имеет погрешность. Если эту погрешность можно исключить, вычислив аналитически σ = dβ/dα, то зачем её вводить в расчёт? «2. Строго говоря, угол β не определяет выбранное направление. Этот угол, скорее, показывает отклонение вектора центробежной силы от выбранного направления.» Согласен, есть не точность в формулировке. «3. «Зная ускорение можно вычислить скорость и перемещение» Не «скорость», как таковую, а в данном случае – касательную скорость. Не «перемещение», как таковое, а в данном случае – вообще непонятное перемещение по непонятному направлению. По вашему определению q – проекция силы тяги грузов на направление движения "у". Разложение движения на ортогональные проекции в частном случае предполагает следующее: v = i·vx + j·vy + k·vz; s = i·sx + j·sy + k·sz; Например, мы выбрали направление j, где будем считать q/m = ay, тогда: sy = ∫vy dt; С направлением перемещения всё в порядке! sy = ∫∫ay dt dt; И ни как иначе. Если рассмотреть все ортогональные направления сразу в сумме, то: s = ∫∫i·ax dt dt + ∫∫j·ay dt dt + ∫∫k·az dt dt = ∫∫(i·ax + j·ay + k·az) dt dt = ∫∫a dt dt; sm = m·∫∫a dt dt, где единичный вектор m – определяет произвольное направление. Это скаляр, равный проекции вектора перемещения s на направление вектора m (скалярное произведение). Можно рассмотреть физическую сущность этих интегралов более подробно. vy = -ω·R·cos(β) = -Vτ·cos(β) – это проекция вектора тангенциальной скорости грузов на направление движения "у". Так как Vτ = ω·R, при движении по окружности. Это первый неопределённый интеграл по времени от проекции вектора ускорения в направлении "у"; sy = -R·sin(β) – Это проекция радиус вектора, т. е. фактически вектора перемещения груза на направление движения. Это второй неопределённый интеграл по времени от проекции вектора ускорения в направлении "у". При интегрировании проекции вектора ускорения мы получаем проекцию вектора скорости на направление "у", а при интегрировании проекции вектора скорости, получаем проекцию перемещения на тоже направление, всё логично. Интегрируя проекцию q, я не выдал более того, что вы заложили в исходных данных, определив свойства этой проекции, которые я только использую в расчёте, не нарушая правил математики. Меня можно обвинить только в некотором формализме, но этот формализм тоже определён исходными данными и я не могу выйти за их пределы. Эта задача не может быть обработана абсолютно корректно, так как исходные данные поставлены искусственно. Эта искусственность обусловлена введением объекта qy = m·ω2·R·sin(β), который по условию задачи должен создавать тягу в направлении "у", а раз должен, то к нему приходится применять соответствующие правила в соответствии с его свойствами, а как иначе? И то что это ведет к странному результату не моя заслуга. Единственный способ получить другой результат - изменить условия задачи. «4. «траектория грузов относительно земли не будет круговой» Грузы, вращающиеся по ПЛОСКОЙ траектории, НЕ вращаются вокруг Земли. И нет оснований считать, что при реальных размерах движителя вообще имеет смысл говорить о том, что форма траектории может почему-то отклоняться от окружности.» Всё зависит от системы отсчёта. Если система отсчёта находится на корпусе центробежного движителя (принципиально не инерциальная), то будет окружность. Если система отсчёта (приблизительно инерциальная) связана с лабораторным столом, на котором стоит прибор, то при конечной массе корпуса движителя траектория не будет окружностью. Траектория грузов инерцоида Толчина относительно стола не окружность и это факт. «5. «От величины массы корпуса зависит только степень этого движения» До настоящего момента термин «степень движения» в нашем общении никак не оговаривался. Если под этим термином понимать скорость движения и/или ускорение, то я смогу согласиться с тем, что эти параметры действительно зависят от массы при заданной тяговой силе. Это, как минимум, странно. Ведь тангенциальная скорость у вращающихся грузов НЕ может быть нулевой. В крайнем случае, нулевым может быть тангенциальное ускорение. Имеется в виду: скорость центра масс, перемещение центра масс, энергия относительно центра масс - центробежного мобиля (относительно внешней лабораторной системы отсчёта ). Центр масс может покоится, даже если скорости грузов и корпуса не равны нулю. Сила тяги действует на всё устройство. Я исключил это слово. «6. «Своими опытами с центробежными движителями вы только подтверждаете этот математический факт» (эти слова исключил) Если груз движется вдоль спицы свободно, без сопротивления и силового момента со стороны привода, то центробежной силы просто нет. Центробежная сила возникает, при условии, что есть сопротивление вдоль спицы (упор), тогда траектория деформируется и следствием этого, при наличии энергии груза, является центробежная сила. Груз, свободный от сопротивления вдоль спицы, не может двигаться по окружности и формула q = m·ω2·R в этом случае работает в других условиях. Ваши табличные расчёты в статье «Прошу помощи!-1» и в моих комментариях к этой статье теряют смысл в этих условиях. Эти расчёты справедливы только для схемы, где грузы жестко движутся по направляющим, образующим окружность. «7. «Вычислим импульс прибора…» Под термином «импульс прибора» вероятнее всего имеется в виду «импульс силы». Если предполагается именно это, то необходимо знать величину перемещения, реализованного известной массой. Вы проверяете импульс силы по тангенциальному (не существующему) перемещению. Разумеется, импульс в этом случае ОБЯЗАН быть нулевым. Импульс силы в данном случае это интеграл ∫qy·dt (и другого импульса силы в системе нет, это единственный источник) и этот интеграл в общем случае не равен нулю, для его вычисления не обязательно знать перемещение. Я проверяю действие импульса силы по проекции вектора тангенциальной скорости грузов в направлении "у". Проекцию тангенциальной скорости, вычисляю дифференцированием перемещения, так как это проще. «8. «Этот анализ показывает, что…» Тяговая компонента от центробежной силы определяется формулой: q = m·ω2·R·sin(β); и эта формула никак не связана с моими представлениями о законе, относящемся к генерации центробежных сил. Пожалуй, это самый сложный пункт. Для его комментария необходимо углубится не только в механику и математику, но и в философию механики. Признаю, что пока не готов понятно выразить это в словах. 9. Вставил рисунок и дополнил. «10. В моей статье «ПРОШУ ПОМОЩИ! – 1» приведены 8 условных подразделов. Для начала, кратко пройдемся по вашим пунктам 1 – 8. 1.«Лично я считаю, что после обрыва нитки камешек полетит по прямой, проходящей через ось вращения и через точку, в которой находился центр массы шарика в момент обрыва нитки.» 2. Нет возражений. 3. Ваш вариант правильный, однако, эту задачу можно решать и из точки вращения привода. 4. Нет возражений. 5 – 6. Трудоёмкий и не надежный метод расчёта. Ошибка есть, но для её локализации надо всё просчитать самому. Проще вычислить аналитически, чем искать ошибку. Проверьте знаки, так как при сравнении с аналитической формулой, есть не совпадение именно в знаках. 7. Качественно, график построен правильно, но есть проблема с усреднением. Это требует специального обсуждения. Если подробнее, то с усреднением тяги связано две проблемы, обе касаются интегрирования. Первая проблема, это правильный выбор метода усреднения. Вторая, непосредственно касается составления интеграла, который должен удовлетворять механике этого движения. 8. Тяга относительно центра масс в пределах погрешности будет равна нулю, если поправить таблицы и правильно усреднить тягу. Пункт 1 не влияет на вычисления, поэтому можно начать работу с пунктов 5–6. Михаил Ost. 29.05.2010. Ответ на Ответ-2 Владимира Максимовича Петрова. Владимир Максимович, идём по вашим пунктам в Ответе-2. Ответы по мере возможности и не порядку. С моими статьями, направленными к вам, вы можете делать всё что угодно, однако проблема в том, что я буду их иногда редактировать и поэтому для поддержания их актуальности с вашей стороны, потребуется дополнительная работа. Например, мне не нравится самое начало этой статьи, я хочу ограничить свою задачу пока только анализом вашей методики расчёта тяги, не анализируя реальное движение вашего варианта центробежного движителя, так как в простом виде это не получается. 1. «Что будет с величиной перемещения мобиля, если рассмотреть диапазон не от 0º до 180º, а от 0º до 90º? 1.1 «Направление вектора центробежной силы всегда исходит из оси вращения груза». В общем случае центр вращения груза может не совпадать с физической осью. В этом частном случае совпадает. Например, у инерцоида Толчина грузы в конце траектории резко разворачиваются. Относительно лабораторной системы отсчёта (стола) радиус вращения грузов получается значительно меньше конструктивного радиуса. 1.2 «Я имею право считать, что в некоторый момент времени направление вектора отклонилось от горизонтальной оси на угол β». 1.3 – 1.6 Формально, по математике возразить нечего. 1.7 «Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы признать, что площадь под ВЫПУКЛОЙ вверх кривой НЕ МОЖЕТ быть ни нулевой, ни отрицательной. А, следовательно, НЕ МОЖЕТ быть нулевой и генерируемая тяговая сила в первом полуобороте груза». 1.8 «ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ усреднённая и не скомпенсированная тяговая сила, воздействующая на корпус мобиля, ОБЯЗАНА придать корпусу ускорение (или, как минимум, - СКОРОСТЬ). При этом скорость НЕ МОЖЕТ равняться нулю до тех пор, пока не равна нулю тяговая сила». 1.9 Совместно с моментом уменьшит до нуля. 1.10 При уменьшении угловой скорости время нахождения в зоне отрицательной тяги увеличивается, что компенсирует потерю силы так как дифференциал импульса силы равен dp = q·dt. «Следовательно, Автору необходимо простым методом показать, что угловая скорость груза в его отрицательном полуобороте не уменьшается». «Если не получится доказать это, то придётся признать, что по причине уменьшения угловой скорости в отрицательном полуобороте груза уменьшается и отрицательная усреднённая тяговая сила».
1.11 «Относительно использования интегрального исчисления для выявления усреднённой тяговой силы, ПОЛЕЗНО ВСЕГДА ПОМНИТЬ о том, что процесс интегрирования – это ВСЕГДА процесс нахождения первообразной функции, каковой усреднённая тяговая сила НЕ является.» Вы, вычисляете среднее значение по формуле: Qs = i=1∑n Qi/n. Если, Δβ – постоянный шаг усреднения, в вашем случае Δβ = 3°; Δβ21 – интервал усреднения, в вашем случае [β1, β2] = [0°, 180°], Δβ21 = β2 - β1 = 180°; Δt21 = t2 - t1 - интервал времени для интегрирования; Δα21 = α(β2) - α(β1) - угол поворота привода при повороте груза на Δβ21; Δα21 = ω1·Δt21; так как ω1 = const. Qi·Δβ – площадь элементарного прямоугольника под функцией; i=1∑n Qi·Δβ – вся площадь под функцией с погрешностью дискретизации, то (i=1∑n Qi·Δβ)/Δβ21 = (i=1∑n Qi)·Δβ/Δβ21 = (i=1∑n Qi)/n = Qs, где n = Δβ21/Δβ – количество элементов на интервал усреднения, в вашем случае должно быть n = 60. У вас 59, что не принципиально, так как это зависит от тонкостей способа дискретизации, который вы выбрали, при этом не зависимо от способа в пределе n → ∞ будет тот же результат. Так как по определению интеграла. Поэтому определённый интеграл и среднее значение связаны между собой и если Осуществляя усреднение необходимо правильно выбрать этот интеграл. Принцип усреднения должен соответствовать физическому смыслу. В механике для этого случая есть два основных интегральных выражения. Нам больше подходит импульс силы, так как с временем мы более определены (и др. причины есть и среди них принципиальные, которые нельзя игнорировать). В вашем случае получается совсем другой интеграл. 2. Я имел в виду формулу σ(β) = 1 + w·(sin(β) + w)/(1 + w·sin(β)), которая позволит упростить таблицы. 3.1 Представьте себе, что на верёвочке вращается грузик с постоянной по модулю скоростью. Разместим в центре вращения систему координат x, y. Если известна V – окружная скорость грузика, то можно рассчитать его импульс в любой точке траектории по осям x, y. Михаил Ost. 14.06.2010. |
||